Maker и Taker на Биржах Криптовалют [что это и отличия]

6 мин на чтение

Маркет-мейкер – это лицо, задача которого заключается в предоставлении ликвидности определенного актива, то есть предложение лучших цен BID и ASK для остальных участников рынка. market-maker

Ключевым звеном на финансовых рынках стали маркет-мейкеры.

Бытует ошибочное мнение о том, что маркет-мейкеры могут влиять на цену активов.

На самом деле – это утверждение далеко от реальности.

Основная задача маркет-мейкера (ММ) заключается в предоставлении ликвидности какого-либо актива. Если актив, торгуемый на бирже, обеспечен достаточно ликвидностью, то цена и спред будут находится на адекватном уровне. Если ликвидность отсутствует – торговать активом будет не выгодно, цена остановится на одной отметке, а границы спреда расширятся.

Так чем же конкретно занимаются маркет-мейкеры? Разберем подробнее в этой статье.

Определение и обязанности маркет-мейкера

Маркет-мейкер
Маркет-мейкер – это юридическое (банк, брокер, инвестиционный фонд) или физическое лицо, задача которого заключается в предоставлении ликвидности определенного актива, то есть предложение лучших цен BID и ASK для остальных участников рынка.

Заработок маркет-мейкера складывается из нескольких аспектов:

  • Оговоренные в договоре сотрудничества выплаты от биржи.
  • Спред от выполнения заявок.
  • Спекуляции и инвестиции.

Регулятор SEC пояснил функции маркет-мейкера – готовность покупать и продавать актив на постоянной основе, по публичной котировке.

Market-Maker
Говоря иначе, Market-Maker - это инструмент для поддержания адекватного уровня спроса и предложения, а также противостояния рынку, например, продажа биткоина в случае его стремительного роста или покупка, в случае падения.

К тому же, маркет-мейкер может выступать посредником продавцом или покупателем, в случае отсутствия одной из сторон.

trading

Если вы решили купить или продать актив на бирже и ваша сделка прошла в течении секунды – значит маркет-мейкер выступил как посредник. Тем самым, поставщики ликвидности убирают ненужные задержки и трудности в обмене активов.

В одной из наших статей мы рассказывали о бирже FTX. С момента создания биржи у них был один из крупнейших поставщиков на крипто-рынке – Alameda Research, имея около $100 млн в цифровых активах. Поэтому на FTX никогда не было проблем с ликвидностью, что присуще всем молодым биржам.

Процесс торговли маркет-мейкера

Например, на бирже есть покупатель, который готов приобрести 100 ETH и есть продавец, который готов продать 90 ETH.

Задача маркет мейкера заключается в следующем: добавить 10 ETH и предоставить цену покупателю, например $200 и продавцу, например $199. Покупатель заплатит $20 000 и получите 100 ETH, а продавец получит $17 910 и отдаст 90 ETH. Маркет-мейкер получает $2000 за предоставленные 10 ETH и $10 спред, за предоставление ликвидности.

Поставщик ликвидности совершает множество подобных сделок в день, в следствии чего имеет неплохую прибыль.

trading

Но для этого нужно иметь внушительный запас активов, чтобы поддерживать уровень между спросом и предложением. Подобными не сложными махинациями маркет-мейкер обеспечивает эффективность финансовых рынков, поддерживая адекватную цену на актив и минимальное расхождение в цене между биржами.

Исходя из приведенного примера, можно подумать, что деятельность маркет-мейкера – это не сложный и стабильный способ заработка, при наличии внушительного капитала. Но это не совсем так.

Во время сильной волатильности рынка поставщики ликвидности могут понести убытки.

Например, на бирже есть покупатель, готовый приобрести 100 ETH и продавец, готовый продать 10 000 ETH. Покупатель приобретает 100 ETH по цене $20 000 (цена за 1 ETH $200), а продавец получает $19 990 (цена за 1 ETH $199), маркет-мейкер получает $10 в качестве спреда. При этом, остается 9 900 ETH, которые продавец хочет продать, а маркет-мейкер, соответственно, обязан их выкупить. Заплатив за все предложение $1 970 100 (цена за 1 ETH $199), поставщик ликвидности не сможет продать их за такую же стоимость. Даже если цена опустится до $198.5, то общая стоимость продажи 9 900 ETH составит $1 965 150, убыток – $4 950. Учитывая, что крипто-рынок славится своей волатильностью, разница в цене может быть далеко не 50 центов.

Маркет-мейкер не может просто продать полученные ETH по разумной для него цене, ввиду следующих причин:

  • Никто не купит актив по невыгодной цене, а продажа в размере 9 900 ETH вполне вероятно повлияла на рынок.
  • В договоре об оказании услуг бирже прописывают, что маркет-мейкер не может просто брать и продавать активы, в противном случае, от его услуг могут отказаться.

Данный метод может быть рассмотрен как рыночная манипуляция.

Поэтому, в момент сильной волатильности маркет-мейкеры просто выходят с рынка, в противном случае – это может повлечь серьезные убытки.

trading

Во время высокой волатильности рынка, зачастую, закрыть позицию на нужной цене не получается, по причине отсутствия ликвидности на бирже. Именно это говорит о том, что маркет-мейкеры ушли с торгов.

Также, отследить наличие маркет-мейкера на бирже можно следующими способами:

  • Если спред узкий и цена на актив находится в состоянии бокового тренда, то поставщик ликвидности участвует в торгах биржи.
  • Если же спред широкий и цена актива подвержена волатильности – маркет-мейкер вышел с торгов.

Точно таким же образом можно узнать, есть ли вообще маркет-мейкер на бирже, то есть прибегают ли к его услугам.

Маркет-мейкер проводит вертикальный анализ рынка, а не горизонтальный, как это делают обычные трейдеры.

У поставщика ликвидности в стакане ордеров помимо операций купли или продажи актива отражаются отложенные ордера, тейк-профит и стоп-лосс. Это позволяет правильно интерпретировать настроение участников рынка и выполнять свои прямые обязанности маркет-мейкера – поддерживать уровень ликвидности и узкие спреды, а также предоставлять большие объемы ордеров.

Маркет-мейкеры на крипто-рынке

Маркет-мейкеры на крипто-рынке куда более востребованы, чем на традиционном и вот почему. Если говорить о криптовалютах из ТОП-10 списка – их ликвидность достаточно обеспечивается, чтобы практически моментально купить или продать монету.

trading

Однако, на 2020 год насчитывается около 3 000 криптовалют и далеко не все из них ликвидны.

Как работают Маркет-мейкеры

Процесс проходит следующим образом:

Стартап собирается провести IEO (Первичное биржевое предложение), современный аналог ICO.

Далее биржа рассматривает токен и листит его. Спустя неделю, месяц, полгода количество инвестиций в токен минимальна.

Происходит это по двум причинам:

  1. Знающий трейдер, при инвестиции в новую монету, будет опираться на книгу ордеров. Так как токен новый, пусть даже и перспективный, но записей о продаже и покупке нет, поэтому трейдер откажется от вложения.
  2. Крупный игрок на рынке узнал о листинге нового токена и о его перспективе в дальнейшем. Принято решение об открытии крупной, долгосрочной позиции, а ликвидности нет, то есть, если позиция и откроется, то с большими временными затратами.

Во избежании подобного развития событий крипто-рынок должен прибегать к услугам маркет-мейкеров.

Поставщики ликвидности вполне могут выкупить токен и искусственным путем «наполнить» книгу ордеров.

trading

По сути, это будет накрученный показатель ликвидности и подойдет только для спекулятивных целей. Но 90% крипто-трейдеров пришли на этот рынок из-за его высокой волатильности, то есть зарабатывать на скачках цены.

Поэтому, для планомерного становления рынка и привлечения новых, профессиональных трейдеров, криптовалютам нужны услуги маркет-мейкеров.

Используемые стратегии

trading

Как правило, маркет-мейкеры всегда прибегают к АТС (Автоматическим торговым системам) и HTF-трейдингу (Высокочастотный трейдинг).

Обе системы предполагают весьма продвинутых навыков в области программирования. Помимо этого потребуется знания в экономике, желательно не минимальные, чтобы здраво оценивать работу и потенциальные риски.

Стратегия Sell-Side
Стратегия Sell-Side – это когда используются автоматические торговые системы для постоянного поддержания оптимальных цен и извлечения прибыли из спредов.

Не редка стратегия размещения одновременно ордеров на покупку и продажу. По сути – это обычное хеджирование рисков.

HFT или высокочастотный трейдинг – это вид алгоритмического трейдинга, отличающийся высокой скоростью и оборотом капитала, а также короткими сроками владения активами.

Чтобы стать HFT-трейдером понадобятся специализированные роботы и мощные компьютеры, ведь основная задача высокочастотного трейдинга – заключение множества сделок в кратчайшие сроки.

С помощью HFT-трейдинга маркет-мейкеры должны устанавливать котировку или последнюю цену и постоянно обновлять ее.

Заключение

Маркет-мейкеры являются необходимой частью экономики. Они не зарабатывают на движение цен, а создают комфортные и лояльные условия для торговли.

В завершении хотелось бы рассказать о некоторых мифах, которые существуют в сети, по отношению к маркет-мейкерам.

Маркет-мейкеры могут влиять на рыночные котировки
Это так, но немного в другом понимании. Задача маркет-мейкера – создавать настроение рынка и подталкивать его участников открывать ордера в правильном направлении. Влиять на цену котировок маркет-мейкеры не могут по двум причинам:
  1. Биржа, на которой торгует маркет-мейкер отслеживает все его действия. В случае умышленного влияния на цену актива, реакция будет незамедлительной.
  2. Деятельность подобного рода является торговыми манипуляциями, то есть преследуется государственными регуляторами, вплоть до лишения лицензии ведение деятельности.
Маркет-мейкеры сотрудничают между собой
В начале хочется упомянуть, что все маркет-мейкеры – конкуренты, а разглашать конкурентам свои планы не слишком хорошая идея. К тому же, это также преследуется законом, вплоть до лишения лицензии на ведение деятельности.
Большинство сделок на площадке инициированы маркет-мейкерами
Не совсем понятное утверждение. Основной заработок маркет-мейкера – спреды. Как в таком случае должен зарабатывать поставщик ликвидности, если все сделки на площадке принадлежат ему?

Это самые популярные мифы в сети, касательно маркет-мейкеров.

В конце хочется добавить, что работа маркет-мейкера – это сложный и времязатратный процесс, итогом которого становится сбалансированный финансовый рынок.

Оставайтесь на связи.

Добавляйте мой блог в закладки потому, что здесь самая правдивая и экспертная информация!

Оставить комментарий